Органические поражения головного мозга лекция психиатрия

Органические поражения головного мозга



Заболевания этого раздела имеют разнообразную природу и различные механизмы развития. Они характеризуются множеством вариантов психопатических или невротических нарушений.

Оглавление:

Широкий спектр клинических проявлений объясняется различной величиной поражения, областью дефекта, а также основными индивидуально-личностными качествами человека. Чем больше глубина разрушений, тем четче является недостаточность, которая чаще всего заключается в изменении функции мышления.

Почему развиваются органические поражения

    К причинам возникновения органического поражения центральной нервной системы относятся:
  1. Пери- и интранатальная патология (повреждения мозга во время беременности и родов).
  2. Черепно-мозговые травмы (открытые и закрытые).
  3. Инфекционные заболевания (менингиты, энцефалиты, арахноидиты, абсцесс).
  4. Интоксикация (злоупотребление алкоголя, наркотиков, табакокурение).
  5. Сосудистые заболевания головного мозга (ишемические и геморрагические инсульты, энцефалопатия) и новообразования (опухоли).
  6. Демиелиниирующие заболевания (рассеянный склероз).
  7. Нейродегенеративные заболевания (болезнь Паркинсона, Альцгеймера).

Огромное число случаев развития органического поражения головного мозга возникает по вине самого пациента (из-за острой или хронической интоксикации, черепно-мозговых травм, неверно леченых инфекционных заболеваний и т.д.)

Рассмотрим более подробно каждую причину поражения ЦНС.

Пери- и интранатальная патология

Есть несколько критических моментов во время беременности и родов, когда даже самое незначительное влияние на организм матери может сказаться на здоровье ребенка. Кислородное голодание плода (асфиксия), длительные роды, преждевременная отслойка плаценты, снижение тонуса матки и другие причины могут вызвать необратимые изменения в клетках головного мозга плода.

Иногда данные изменения приводят к ранней гибели ребенка до 5-15-летнего возраста. Если удается сохранить жизнь, то такие дети становятся инвалидами с самого раннего возраста. Практически всегда перечисленным выше нарушениям сопутствуют различной степени выраженности дисгармонии психической сферы. При сниженном умственном потенциале заостряются далеко не всегда положительные черты характера.



    Психические нарушения у детей могут проявляться:
  • в дошкольном возрасте: в виде задержки развития речи, двигательной расторможенности, плохого сна, отсутствия интересов, быстрой смены настроения, вялости;
  • в школьном периоде: в виде эмоциональной нестабильности, несдержанности, сексуальной расторможенности, нарушения познавательных процессов.

Черепно-мозговые травмы

Черепно-мозговые травмы (ЧМТ) – это травматическое повреждение черепа, мягких тканей головы и головного мозга. Причинами ЧМТ чаще всего являются автомобильные аварии и бытовой травматизм. Черепно-мозговые травмы бывают открытыми и закрытыми. Если есть сообщение внешней среды с полостью черепа, речь идет об открытой травме, если нет – о закрытой. В клинике присутствуют неврологические и психические нарушения. Неврологические заключаются в ограничении движений конечностей, нарушении речи и сознания, возникновении эпилептических приступов, поражениях черепно-мозговых нервов.

К психическим нарушениям относятся когнитивные нарушения и нарушения поведения. Когнитивные нарушения проявляются нарушением способности к умственному восприятию и переработке информации, получаемой извне. Страдают ясность мышления и логика, снижается память, теряется способность к обучению, принятию решений и перспективному планированию. Нарушения поведения проявляются в виде агрессии, замедлении реакция, страхов, резких сменах настроения, дезорганизации и астении.

Инфекционные заболевания ЦНС

Спектр инфекционных агентов, вызывающих поражение мозга достаточно большой. Основными среди них являются: вирус Коксаки, ECHO, герпетическая инфекция, стафилококк. Все они могут приводить к развитию менингитов, энцефалитов, арахноидитов. Также поражения центральной нервной системы наблюдаются при ВИЧ-инфекции на ее последних стадиях, чаще всего, в виде абсцессов головного мозга и лейкоэнцефалопатий.

    Психические нарушения при инфекционной патологии проявляются в виде:
  • астенического синдрома – общая слабость, повышенная утомляемость, снижение работоспособности;
  • психологической дезорганизации;
  • аффективных расстройств;
  • нарушений личности;
  • обсессивно-конвульсивных расстройств;
  • истерических, ипохондрических и параноидных психозов.

Интоксикации

К интоксикации организма приводят употребление алкоголя, наркотиков, табакокурение, отравление грибами, угарным газом, солями тяжелых металлов и различными лекарственными препаратами. Клинические проявления характеризуются разнообразием симптомов, зависящих от конкретного отравляющего вещества. Возможно развитие непсихотических расстройств, неврозоподобных нарушений и психозов.

Острые интоксикации при отравлении атропином, димедролом, антидепрессантами, угарным газом или грибами чаще всего проявляются делирием. При отравлении психостимуляторами наблюдается интоксикационный параноид, который характеризуется яркими зрительными, тактильными и слуховыми галлюцинациями, а также бредовыми идеями. Возможно развитие маниакальноподобного состояния, для которого характерны все признаки маниакального синдрома: эйфория, двигательная и сексуальная расторможенность, ускорение мышления.

    Хронические интоксикации (алкоголь, табакокурение, наркотики) проявляются:
  • неврозоподобным синдромом – явлением истощения, вялости, снижением работоспособности вместе с ипохондрией и депрессивными расстройствами;
  • когнитивными нарушениями (нарушение памяти, внимания, снижение интеллекта).

Сосудистые заболевания головного мозга и новообразования

К сосудистым заболеваниям головного мозга относятся геморрагические и ишемические инсульты, а также дисциркуляторная энцефалопатия. Геморрагические инсульты возникают в результате разрыва аневризм головного мозга или пропитывания крови через стенки сосудов, формируя гематомы. Ишемический инсульт характеризуется развитием очага, который недополучает кислорода и питательных веществ из-за закупорки питающего сосуда тромбом или атеросклеротической бляшкой.



Дисциркуляторная энцефалопатия развивается при хронической гипоксии (недостатке кислорода) и характеризуется образованием множества мелких очагов во всем мозге. Опухоли в головном мозге возникают в результате множества причин, среди которых генетическая предрасположенность, ионизирующее излучение и воздействие химических веществ. Медики обсуждают вопрос о влиянии сотовых телефонов, ушибов и травм в области головы.

    Психические нарушения при сосудистой патологии и новообразованиях зависят от локализации очага. Чаще всего они возникают при поражении правого полушария и проявляются в виде:
  • когнитивных нарушений (для маскировки этого явления больные начинают пользоваться записными книжками, завязывают узелки «на память»);
  • снижения критики своего состояния;
  • ночных «состояний спутанности сознания»;
  • депрессии;
  • инсомний (нарушение сна);
  • астенического синдрома;
  • агрессивного поведения.

Сосудистая деменция

Отдельно следует говорить о сосудистой деменции. Ее разделяют на различные типы: связанные с инсультом (мультиинфарктная деменция, деменция вследствие инфарктов в «стратегических» областях, деменция после геморрагического инсульта), безинсультные (макро- и микроангиопатические), и варианты, обусловленные нарушениями церебрального кровоснабжения.

Для больных при такой патологии характерны замедление, ригидность всех психических процессов и их лабильность, сужение круга интересов. Степень выраженности когнитивных нарушений при сосудистом поражении головного мозга определяется целым рядом до конца не изученных факторов, в том числе и возрастом больных.

Демиелиниирующие заболевания

Основным заболеванием в этой нозологии является рассеянный склероз. Он характеризуется формированием очагов с разрушенной оболочкой нервных окончаний (миелином).

    Психические нарушения при этой патологии:
  • астенический синдром (общая слабость, повышенная утомляемость, снижение работоспособности);
  • когнитивные нарушения (нарушение памяти, внимания, снижение интеллекта);
  • депрессия;
  • маниакально-депрессивный психоз.

Нейродегенеративные заболевания

К ним относятся: болезнь Паркинсона и болезнь Альцгеймера. Для данных патологий характерно возникновение заболевания в пожилом возрасте.



Наиболее частым психическим расстройством при болезни Паркинсона (БП) является депрессия. Ее главными симптомами являются ощущение пустоты и безнадежности, эмоциональная бедность, снижение чувства радости и удовольствия (ангедония). Типичными проявлениями также являются дисфорические симптомы (раздражительность, грусть, пессимизм). Депрессия часто сочетается с тревожными расстройствами. Так, симптомы тревоги выявляются у 60-75% пациентов.

Болезнь Альцгеймера – это дегенеративное заболевание центральной нервной системы, для которого характерно прогрессирующие снижением когнитивных функций, нарушением структуры личности и изменением поведения. Пациенты с данной патологией забывчивы, не могут вспомнить недавние события, неспособны узнавать знакомые предметы. Для них характерны эмоциональные расстройства, депрессия, беспокойство, дезориентация, безразличие к окружающему миру.

Лечение органической патологии и психических расстройств

Прежде всего, следует установить причину возникновения органической патологии. От этого будет зависеть тактика лечения.

При инфекционной патологии следует назначить антибиотики, чувствительные к возбудителю. При вирусной инфекции – противовирусные препараты и иммуностимуляторы. При геморрагических инсультах показано оперативное удаление гематомы, а при ишемических – противоотечная, сосудистая, ноотропная, антикоагулянтная терапия. При Болезни Паркинсона назначают специфическую терапию – леводопосодержащие препараты, амантадин и др.

Коррекция психических нарушений может быть медикаментозной и немедикаментозной. Наилучший эффект показывает сочетание обеих методик. К медикаментозной терапии относят назначение ноотропных (пирацетам) и церебропротективных (цитиколин) препаратов, а также транквилизаторов (лоразепам, тофизопам) и антидепрессантов (амитриптиллин, флуоксетин). Для коррекции нарушения сна применяют снотворные средства (бромизовал, фенобарбитал).



Важную роль в лечении занимает психотерапия. Хорошо себя зарекомендовали гипноз, аутотренинг, гештальт-терапия, психоанализ, арт-терапия. Особенно это важно при лечении детей в связи с возможными побочными эффектами медикаментозной терапии.

Информация для родственников

Следует помнить, что больные с органическим поражением головного мозга зачастую забывают принимать назначенные препараты и посещать группу психотерапии. Нужно всегда напоминать им об этом и следить за тем, чтобы все предписания врача выполнялись в полной мере.

Если вы заподозрили у своих родственников психоорганический синдром, как можно быстрее обратитесь к специалисту (психиатру, психотерапевту или неврологу). Ранняя диагностика является залогом успешного лечения таких больных.

Источник: http://psihiatrov.net/article/organicheskie_poragenija_golovnogo_mozga

Органические психические расстройства

Определение

Органические психические расстройства (органические заболеваний головного мозга, органические поражения головного мозга) — это группа заболеваний .при которых возникают те или иные психические расстройства в результате поражения (повреждения) головного мозга.



Причины возникновения и развития

1.Заболевания сосудов головного мозга (преимущественно артерий): атеросклероз, ревматизм, системная красная волчанка, ряд других, более редко встречающихся, заболеваний сосудов и соединительной ткани.

2. Повреждение сосудов головного мозга (преимущественно артерий) – инсульт (острое нарушение мозгового кровообращения):

— инсульт геморрагический, то есть с повреждением целостности стенки артерии и кровоизлиянием в вещество мозга;

— инсульт ишемический, то есть с прекращением кровоснабжения участка мозга в результате спазма артерии либо низкого артериального давления;

— разрыв врождённой аневризмы артерии мозга (аневризма – ограниченное расширение кровеносного сосуда, выпячивание его стенки в результате врождённого дефекта в данном участке).

3. Черепно-мозговые травмы, том числе родовые.

4. Инфекционные и паразитарные заболевания, протекающие либо с поражением мозговых оболочек (менингит, арахноидит), либо с поражением вещества головного мозга (энцефалит).

6. Новообразования головного мозга, мозговых оболочек (доброкачественные, злокачественные), в том числе метастазирование (занос опухолевых клеток с током крови) из других органов, поражённых злокачественной опухолью.

7. Эндокринные и обменные заболевания, обусловленные врождённым либо приобретённым избытком или недостатком в организме различных веществ – гормонов, витаминов, микроэлементов, других веществ, обеспечивающих постоянный обменные процессы.

8. Токсическое воздействие различных химических веществ (табакокурение, употребление алкоголя, наркотиков, профессиональный контакт с токсическими веществами).

Разновидности

В результате повреждения головного мозга постепенно (от нескольких месяцев до нескольких лет) развиваются различные психические расстройства, которые, в зависимости от ведущего синдрома группируются следующим образом:

— Психотические аффективные расстройства.

— Непсихотические аффективные расстройства



— Эмоционально лабильные (или астенические) расстройства.

— Лёгкие когнитивные расстройства.

— Органические расстройства личности.

Что общего у всех пациентов с органическими психическими расстройствами?

У всех пациентов с органическими психическими расстройствами в разной степени выражены нарушения внимания, затруднения в запоминании новой информации, замедление мышления, затруднение в постановке и решении новых задач, раздражительность, «застревание» на отрицательных эмоциях, заострение черт, ранее свойственных данной личности, склонность к агрессии (словесной, физической).

Что характерно для отдельных разновидностей органических психических расстройств?

Синдром деменции может развиться в результате любой из перечисленных причин возникновения органических психических расстройств. При нём грубо нарушаются внимание, память, мышление, понимание окружающей действительности, почти полностью исчезает способность к обучению, утрачиваются элементарные навыки самообслуживания. Эти явления носят хронический либо прогрессирующий характер. Такой пациент беспомощен, как правило, нуждается в лишении дееспособности и назначении опекуна. Диагноз деменции выставляется, если указанные выше расстройства длятся не менее шести месяцев. К сожалению, подобные состояния почти необратимы, с помощью современных лекарственных препаратов можно только несколько затормозить прогрессирование деменции, помочь пациенту стать в быту более собранным, менее суетливым, тревожным, то есть незначительно повысить качество его жизни. Главный акцент в лечении таких больных делается на качественный уход, внимание и сочувствие близких.



Лёгкое когнитивное расстройство.

При этом заболевании прежде всего страдает внимание (один из самых ранних симптомов), снижается память, пациент с затруднениями усваивает новые знания, с трудом ставит перед собой и решает новые задачи, становится более рассеянным. Однако эти явления не настолько глубоки, как при деменции, пациент сохраняет бытовые навыки, сам себя обслуживает, сохраняет способность к счёту, может самостоятельно планировать свой бюджет.

NB! Деменция никогда не развивается внезапно. Если вы обнаружили у себя или своих близких нарушения внимания, снижение памяти, затруднения в усвоении новых знаний, вам необходимо срочно обратиться к психиатру для детального обследования, диагностики и назначения лечения. Если пустить ситуацию на самотёк, то лёгкие когнитивные расстройства неизбежно будут прогрессировать, перейдут в умеренные, затем – в выраженные, а закончится этот процесс деменцией, когда уже будет поздно что-либо изменить.

Психотические аффективные расстройства

NB! Галлюцинозы, бредовые расстройства, психотические депрессивные расстройства носят общее название органических психозов. Это тяжёлые состояния, которые, при несоблюдении пациентом режима терапии, назначении недостаточного лечения могут привести (особенно при бредовом расстройстве) к агрессии по отношению к окружающим, совершению преступлений, к отказу от еды с развитием дистрофии, к совершению суицидов, то есть чреваты гибелью людей. Поэтому эта группа пациентов требует от лечащего врача, близких больного особого внимания.



Непсихотические аффективные расстройства

Тревога сопровождается ускоренным сердцебиением, ускоренным дыханием (одышкой), иногда – повышением артериального давления. Для таких пациентов характерны нарушения сна, вторично сниженное настроение, беспокойство за своё будущее, опасения «сойти с ума». Состояние тревоги очень тягостно для пациентов, обычно эти люди ищут помощи, сами активно обращаются к психиатру.

Эмоционально лабильные (астенические) расстройства

NB! Все перечисленные выше состояния (кроме деменции) могут подвергнуться обратному развитию, если на фоне лечения произойдёт выздоровление пациента от основного заболевания, либо течение заболевания значительно облегчится: например, будет эффективно и с малыми потерями прооперирована опухоль мозга, восстановлен кровоток в артериях, снабжающих кровью мозг, скомпенсированы эндокринные заболевание (особенно сахарный диабет), успешно пролечено инфекционное или паразитарное заболевание и так далее. Если этого не произойдёт, и ткань мозга будет страдать по-прежнему, то с течением времени сформируется органическое расстройство личности.

Органические расстройства личности



Что делать, если вы обнаружили у себя или своих близких описанные психические расстройства?

Ни в коем случае нельзя игнорировать эти явления и, тем более, заниматься самолечением! Необходимо самостоятельно обратиться к участковому психиатру в психоневрологический диспансер по месту жительства (направление из поликлиники не нужно). Вам будет проведено обследование, уточнён диагноз, назначено лечение. Терапия всех описанных выше психических расстройств осуществляется в амбулаторных условиях, участковым врачом-психиатром либо в дневном стационаре. Однако бывают случаи, когда пациенту необходимо лечиться в психиатрическом стационаре круглосуточного пребывания:

— при бредовых расстройствах, галлюцинозах, психотических аффективных расстройствах возможны состояния, когда больной по болезненным мотивам отказывается от еды, у него стойкие суицидальные тенденции, агрессивность по отношению к окружающим (как правило, это бывает, если пациент нарушает режим поддерживающей терапии либо полностью отказывается от медикаментозного лечения);

— при деменциях, если пациент, будучи беспомощным, остался один.

Но обычно, если пациент следует всем рекомендациям врачей психоневрологического диспансера, его психическое состояние настолько стабильно, что даже при возможном ухудшении нет необходимости пребывания в круглосуточном стационаре, участковый психиатр даёт направление в дневной стационар.

NB! Не нужно бояться обращения в психоневрологический диспансер: во-первых, психические расстройства очень снижают качество жизни человека, а лечить их имеет право только врач-психиатр; во-вторых, нигде в медицине так не соблюдается законодательство в области прав человека, как в психиатрии, только психиатры имеют свой закон – Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании».

Общие принципы медикаментозного лечения органических психических расстройств

1.Стремление к максимальному восстановлению функционирования повреждённой ткани головного мозга. Это достигается назначением сосудистых препаратов (лекарства, расширяющие мелкие артерии мозга, и, соответственно, улучшающие его кровоснабжение), лекарственных препаратов, улучшающих обменные процессы в головном мозге (ноотропы, нейропротекторы). Лечение проводится курсами 2-3 раза в год (инъекции, более высокие дозы лекарств), в остальное время осуществляется непрерывная поддерживающая терапия.



2.Симптоматическое лечение, то есть воздействие на ведущий симптом либо синдром заболевания, назначается строго по показаниям врачом-психиатром.

Существует ли профилактика органических психических расстройств?

Органические психические расстройства, как правило, вторичны, они возникают либо на фоне неблагоприятно протекающего общего заболевания, либо являются следствием повреждения головного мозга извне.

Части органических психических расстройств можно избежать, если предотвратить причины их возникновения.

— профилактика и лечение сосудистых заболеваний головного мозга, своевременное обращение к терапевту, неврологу, ревматологу;

— при наличии эндокринной патологии — своевременное обращение и неукоснительное соблюдение рекомендаций эндокринолога;



— тщательное соблюдение правил личной гигиены для профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний;

— отказ от употребления табака, алкоголя, наркотиков с целью предотвращения их токсического воздействия на головной мозг.

по стационарозамещающей помощи и реабилитационной работе,

кандидат медицинских наук, врач-психиатр высшей категории

Все права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ



Источник: http://zozh.medlan.samara.ru/medicine/desease/383159/

Органические поражения головного мозга лекция психиатрия

Церебрастенические, неврозоподобные, эпилептиформные состояния, которые часто являются последствиями инфекционных, интоксикационных и травматических поражений мозга, изложены в соответствующих лекциях. В настоящей лекции представлены другие стойкие формы психических расстройств, связанные преимущественно с нарушением возрастного развития.

Поражение развивающегося мозга и вызванные этим нарушения нервной и нейрогуморальной регуляций могут быть причиной дисгармонического течения пренатального и постнатального онтогенеза. Поэтому психопатологические особенности и динамика постинфекционных и посттравматических изменений зависят не только от вредоносного фактора, его этиологии, массивности и остроты действия, но и от возраста, в котором ребенок перенес поражение головного мозга.

При повреждении незрелого мозга «изменяются не только различные психические функции, но поражаются и потенциальные возможности, нарушается динамика развития мозга и всего организма» (М. О. Гуревич). Следствием такого «двойного удара» является сложность клинической картины резидуального состояния. В ней можно выделить две основные группы синдромов: синдромы дефектного состояния, являющиеся прямым выражением ущерба, причиненного болезнью, и синдромы задержанного и нарушенного развития — косвенные последствия того же церебрального поражения. Синдромы дефектного состояния могут проявляться либо в деградации всей психической деятельности (различные варианты деменции), либо в преимущественном поражении ее определенной сферы — эмоционально-волевые расстройства в форме психопатоподобных, апатико-абулических состояний, необратимых церебрастенических синдромов.

Синдромы задержанного и нарушенного развития отражают либо общие, либо частичные нарушения возрастной эволюции. В первом случае формируется клиническая картина общего инфантилизма, во втором — при преимущественном нарушении интеллектуального созревания развивается олигофрения, при нарушении формирования аффективно-волевой сферы — психопатоподобные состояния.



Нередко встречается еще один компонент, который можно назвать синдромом «вторичных» нарушений. Это изменения, обусловленные неправильными взаимоотношениями больного ребенка и его окружением. Дети, перенесшие поражение головного мозга, по своему состоянию неуживчивы в семье, не могут приспособиться к требованиям детских учреждений. Вследствие этого их психические нарушения, обусловленные болезнью, усугубляются еще больше. Такая «утяжеленная» картина может вызвать ложное представление о величине ущерба, причиненного болезнью, и послужить причиной неправильных, а иногда и вредных для больного заключений о помещении в учреждение для умственно отсталых.

Если первой особенностью резидуальных органических состояний у детей является сложность клинической картины, то вторая характерная черта заключается в их динамичности. Поражая растущий мозг, болезнь все же не выключает последующего развития. Как только кончается острый болезненный процесс, ведущая роль в динамике резидуального состояния переходит к фактору возрастной эволюции. Однако недостаточность регуляции, осуществляемой поврежденной центральной нервной системой, препятствует адекватной адаптации организма к изменениям внешней и внутренней среды. Поэтому даже физиологическая возрастная перестройка, например период полового созревания, может протекать у таких детей аномально и сопровождаться различными патологическими явлениями (церебрастеническими и психопатоподобными состояниями, судорожными припадками, психотическими эпизодами и т. п.), а легкая инфекция или травма могут вызвать неадекватные по характеру и интенсивности реакции.

Таким образом, динамика резидуальных органических состояний в детском возрасте определяется соотношением двух моментов: нарушенной деятельности дефектной нервной системы и факторов прогрессивного развития — продолжающейся возрастной эволюции и компенсаторными механизмами мозга.

К отдельным клиническим формам резидуальных органических состояний в детском возрасте относятся деменция, олигофрения, психопатоподобные состояния.

1. Деменция. По особенностям клиники и динамики можно выделить две формы органической деменции у детей. Одна из них представляет собой следствие церебральных поражений, перенесенных в школьном возрасте. Основанием для диагноза деменции в таких случаях является явный контраст между наличием знаний, навыков, отражающих уровень развития, достигнутый ребенком до заболевания, и его познавательными возможностями, обнаруживаемыми во время обследования. При знакомстве с такими больными обращают на себя внимание фонетически полноценная, грамматически и синтаксически правильная речь с удовлетворительным запасом слов, владение рядом бытовых и школьных навыков, манера держать карандаш и ручку, техника чтения и письма и т. д., запас некоторых знаний, усвоенных в школе. Между тем психологическое обследование выявляет крайнюю пестроту ответов: наряду с преобладанием элементарных, предметно-конкретных суждений неожиданно можно услышать полноценные обобщения и даже элементы абстракции, отражающие уровень интеллектуального развития ребенка до заболевания. Но ущерб, нанесенный заболеванием, не только препятствует приобретению новых знаний, но и лишает больного возможности использовать приобретенные ранее сведения, которые у него еще имеются. Продуктивность мышления снижается и в связи с неустойчивостью, трудностью концентрации внимания, ухудшением памяти, повышенной истощаемостью.



Интеллектуальное снижение почти всегда сочетается с выраженными аффективными расстройствами и снижением психической активности. При этом степень и темп деградации личности обычно опережают интеллектуальное снижение. С течением времени круг интересов все больше суживается, стимулы деятельности угасают. Сохраняется лишь стремление к удовлетворению элементарных потребностей, но иногда и оно ослабевает и остается только апатическое состояние.

Та инерция автоматизированных форм поведения и деятельности, которая у взрослых больных с деменцией, заменяя в известной мере целенаправленную деятельность, маскирует психическую деградацию, у детей и подростков еще не выработана и не закреплена. Поэтому несформировавшаяся личность распадается быстрее. Приведем клинический пример.

Сережа, 15 лет Развивался нормально Рос здоровым, общительным, послушным В возрасте 7 лет перенес грипп с высокой температурой и длительным бессознательным состоянием Вскоре после выздоровления ушиб голову, около часа был без сознания. После этих заболеваний стал возбудимым, драчливым, неуживчивым Учился удовлетворительно, но постоянно нарушал дисциплину В возрасте 11 и 14 лет находился в детском отделении больницы имени П А Кащенко Был переведен во вспомогательную школу, но через год был исключен в связи с крайней недисциплинированностью и агрессивностью. В 15 лет стационирован в третий раз.

По физическому развитию соответствует 17—18 годам; половой метаморфоз закончен Внутренние органы без отклонений. Реакция зрачков на свет несколько ослаблена, язык уклоняется вправо, симптом Бабинского справа Реакция Вассермана в крови и спинномозговой жидкости отрицательная, спинномозговая жидкость не изменена.

Психический статус: вял, апатичен, бездеятелен. По собственной инициативе в разговор не вступает, со сверстниками не общается, не читает, интереса ни к чему не проявляет. Желания ограничиваются едой и примитивными бытовыми удобствами О родных не вспоминает, пребыванием в больнице не тяготится, о будущем не думает Во время беседы и учебных занятий обращает на себя внимание фонетически и структурно правильная речь, удовлетворительная техника чтения и письма При исследовании интеллекта наряду с преобладанием элементарных конкретных суждений неожиданно правильно обобщает, оценивает сходство и различие по существенному признаку Однако, несмотря на повторные объяснения и регулярные занятия, новых знаний не усваивает Был поставлен диагноз органической деменции.



В данном наблюдении заслуживает внимания характерная динамика резидуального состояния: сначала психопатоподобное поведение с психомоторной расторможенностью, возбудимостью, гневливостью, агрессивностью, позже постепенное снижение двигательного беспокойства и эффективности, оскудение интеллекта, а в дальнейшем явная деменция и выраженный апатический синдром.

Совершенно иная клиническая картина второго варианта деменции, который чаще наблюдается у детей, перенесших мозговое заболевание в дошкольном или еще более раннем возрасте. Центральное место в ней занимает резко выраженное психомоторное возбуждение. Сначала такие больные могут показаться возбудимыми, аффективно лабильными, но в действительности их эмоциональная жизнь очень скудна, они ни к кому не привязаны, не тоскуют по родным, безразлично относятся к окружающим, похвала и порицание не производят на них никакого впечатления. Элементарные же влечения повышены; наблюдаются прожорливость, сексуальность. Часто отмечается слабость инстинкта самосохранения —отсутствие страха перед чужими людьми, незнакомым местом, опасной для жизни ситуацией. Обращает на себя внимание крайняя нечистоплотность и неряшливость таких больных: нежелание умываться, опрятно есть, пользоваться уборной и т. п.

Интеллектуальная деятельность нарушена во всех элементах: восприятия расплывчаты, неопределенны и неточны; суждения поверхностны и случайны, в их построении ведущая роль принадлежит несущественным, побочным ассоциациям; беспорядочная, нецеленаправленная деятельность интеллекта исключает возможность абстрактного мышления. Грубо расстроено внимание. Особенно ярко внутренняя дезорганизованность проявляется в играх, которые большей частью заключаются в бесцельной беготне, валянии по полу, бросании и разрушении вещей. Больные не могут участвовать в общих играх, так как не усваивают правил, не подчиняются регламенту.

Леша, 14 лет, во время игры на бильярде не отдает никому кий, не целясь бьет все шары подряд. Не понимает не только основного содержания игры, но и задачи попадания шара в лузу Остается только пустое движение — толкание любых шаров в любом направлении.

Все поведение этих больных слагается из отдельных поступков, не объединенных общей целью, лишенных последовательности и внутренней связи и неадекватных ситуации. Нет учета и понимания последствий своих действий. Жизненный опыт не приобретается. Критическое отношение к своему состоянию и поведению отсутствует. Приведем клинический пример.



Лена, 12 лет Развивалась нормально. В возрасте 4 лет перенесла ряд инфекционных заболеваний — корь, скарлатину, грипп, протекавших тяжело, с нарушением сознания и судорогами После этого стала возбудимой. Дралась, кусалась. С 6 лет начала убегать из дома. Бродяжничала, попрошайничала, рассказывала вымыслы: она сирота, ее выгнали из дома и т.п. Ночевала одна в поле и лесу, входила в дома к незнакомым людям. С возрастом нарастали расторможенность, назойливость, агрессивность. Из школы ее исключили, так как во время уроков бегала по классу, кричала, била и кусала детей.

В 9-летнем возрасте лечилась в психиатрической клинике. С 10 лет стала сексуальной, открыто занималась онанизмом, цинично бранилась, в возрасте 12 лет была помещена в психиатрическую больницу вторично.

Физическое развитие соответствует 9-летнему возрасту. Телосложение правильное Внутренние органы без отклонений Правая глазная щель шире левой, зрачки одинаковые, их реакция на свет и конвергенцию достаточна, при конвергенции отстает правый глаз Реакция Вассермана в крови отрицательная.

Охотно вступает в беседу. О себе рассказывает непоследовательно, сбивчиво, часто противоречиво. При указании, не смущаясь, легко придумывает новую версию Двигательно беспокойна, вскакивает со стула и снова садится, хватает со стола предметы, вертит их в руках, сосет палец, грызет ногти, щурит глаза, морщится, гримасничает.

В палате ничем заняться не хочет, не читает, не играет в настольные игры Почти все время бесцельно бегает, залезает под кровати Пристает ко всем с различными просьбами, ссорится, цинично бранится. Заводит разговоры на сексуальные темы, прижимается к больным, целует их и одновременно кусает. Панически боится перьев, выпавших из подушки; видя их, пронзительно кричит, прячется Временами бывают дисфории, когда часами кричит, плачет.



О родных не скучает, ни к кому из окружающих не привязана

Психологическое исследование выявляет очень слабое активное внимание, невозможность сосредоточиться на короткое время. Поэтому проверить способность запоминания и ретенции не удается На вопросы отвечает не думая, наугад. Отвлекается то внешними впечатлениями, то побочными ассоциациями, то немотивированными вспышками Критическое отношение к своему состоянию и поведению отсутствует. Планов на будущее не строит, живет только событиями сегодняшнего дня. Диагноз: деменция после органического поражения центральной нервной системы.

Через 7 лет обследована повторно Двигательная расторможенность сменилась апатико-абулическим синдромом Больная ничем не интересуется, совершенно бездеятельна. С окружающими не контактирует. Ни к какой работе не приспособилась, живет на иждивении родителей. Мышление медленное, суждения на уровне элементарных фактических связей, обобщение недоступно. Некритична.

2. Олигофрения. Для олигофрении, развивающейся о Зычно после ранних или внутриутробных мозговых заболеваний, характерно преобладание психического недоразвития с преимущественной недостаточностью познавательной деятельности, степень которой зависит от тяжести поражения. Можно выделить два клинических варианта такой олигофрении. При апатическом варианте довольно глубоко и равномерно снижен интеллект, отмечается слабая психическая активность. Уже с первых лет жизни ребенка родные замечают у него вялость и малоподвижность, медленные неловкие движения, трудное овладение бытовыми навыками. Такие дети поздно начинают сидеть, стоять, ходить, у них долго держится энурез. Особенно страдает речь. Появляясь поздно, она в течение ряда лет остается фонетически и артикуляционно дефектной. Игры у этих детей малосодержательны, однообразны, сверстники не принимают их в компанию, поэтому чаще они играют одни.

Обучение их в массовой школе после двух классов большей частью невозможно. При правильном воспитании и обучении во вспомогательной школе такие дети все же могут овладеть элементами грамоты, бытовыми навыками и несложными рабочими приемами. В благоприятных условиях, если не требуется быстрого темпа и разнообразных действий, они достаточно работоспособны. Однако вялость, медлительность, внушаемость и несамостоятельность настолько мешают их приспособлению к жизненным требованиям, что они почти всегда нуждаются в помощи и опеке.



Приведем клинический пример.

Нина, 16 лет. В семье легочный туберкулез и алкоголизм. Роды в асфиксии. Вялость и сонливость отмечались уже в младенческом возрасте. Девочка поздно начала ходить и говорить, многие звуки долго произносила неотчетливо. Ночной энурез держится до сих пор. Играла бессознательно и однообразно. В школе учиться не могла, так как не понимала объяснений, ничего не усваивала. Дома тихая и послушная, ничем не занята. Мать жалеет ее и ни к какой работе не приучает.

Рост и вес больше возрастной нормы, но половое развитие не закончено, менструаций нет. Внутренние органы без отклонений. Правая глазная щель уже левой. Зрачки одинаковые, «реакция на свет достаточная, имеется парез конвергенции. Сухожильные рефлексы повышены, справа непостоянный симптом Бабинского. Дрожание век и пальцев вытянутых рук. Реакция Вассермана в крови отрицательная.

Психическое состояние: малоподвижна; движения медленные, неуклюжие, мимика скудная. Речь невнятная, сильно заикается. Пассивно подчиняется режиму, ни с кем не контактирует. По собственному почину ничем не занимается, но, если ей предложить вязать (единственное, что она умеет), может вязать часами, не жалуясь на усталость. Крайне внушаема: когда соседнюю койку заняла больная с психопатоподобным поведением, совершенно преобразилась — стала, как и та больная, негативистичной, драчливой, прожорливой. После перевода в другую палату вновь вела себя, как прежде.

Интеллект резко снижен, суждения на уровне наглядно-конкретных, причинно-следственные связи недоступны, мыслительные процессы очень замедленны. Читает по складам, прочитанного не осмысливает, считает по пальцам.

При втором варианте олигофрении, вызванной ранним органическим поражением мозга, умственная отсталость сочетается с психопатоподобным поведением, проявления которого могут быть различными. В одних случаях это повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, двигательная расторможенность. Сначала родители и педагоги жалуются на трудное поведение ребенка и только позже замечают его умственную отсталость.

Однако при поступлении в школу уже в первом полугодии обнаруживается первичная слабость суждений, трудность овладения элементарными логическими операциями. Несмотря на то что степень умственной отсталости у этих больных обычно меньше, чем у больных с апатическим вариантом олигофрении, обучение у первых протекает с большими трудностями, так как психопатоподобное поведение резко снижает работоспособность и возможность социальной адаптации.

Другой вариант олигофрении, осложненной психопатоподобным поведением, характеризуется наличием раздражительности, пониженного угрюмого настроения, недоброжелательности, недоверчивости, склонности к гневным вспышкам. Малая продуктивность связана не только с интеллектуальной недостаточностью, но и с крайней ограниченностью интересов, фиксированных преимущественно на удовлетворении элементарных влечений (обычно повышенных) и бытовых потребностей. И в этом случае внимание окружающих сначала привлекают трудности поведения больных и лишь позже, особенно с началом школьных занятий, выявляется умственная отсталость.

3. Психопатоподобные состояния. Они составляют самую большую группу резидуальных органических проявлений в детском возрасте. В их клинической картине в большинстве случаев главная роль принадлежит синдромам задержанного и нарушенного развития эмоционально-волевой сферы.

Несмотря на сравнительно мало дифференцированную психопатологическую структуру, все же можно выделить два преобладающих типа психопатоподобных состояний, в известной степени противоположных.

При первом, «бестормозном» типе больше всего нарушено развитие волевой деятельности. Главным стимулом поступков является удовольствие, поэтому любое желание выполняется немедленно, без учета последствий. Высшие формы рационального поведения — оценка ситуации, планирование, борьба мотивов, выбор решения, настойчивость в достижении поставленной цели, как и организованная систематическая деятельность, почти недоступны. Эти дети общительны, легко сходятся со сверстниками, незлобивы, незлопамятны, но их переживания и привязанности поверхностны и изменчивы, легко возникающие эмоциональные реакции обычно недлительны и проходят, не оставляя следа. Обиды и наказания, так же как похвала и поощрение, скоро забываются.

В процессах мышления больше всего страдает целенаправленность. Поэтому суждения поверхностны, поспешны, недостаточно последовательны. Обращает на себя внимание неравномерность уровня логических операций: наряду с достаточным обобщением и доступностью образования понятий встречаются элементарные, примитивные, конкретно-предметные суждения. Все же высказывания таких больных, особенно если заставить их сосредоточиться, подумать, производят впечатление гораздо более полноценных, чем их поведение, подчиненное только желаниям данного момента.

Почти всегда оживленные и беззаботные, нередко эйфоричные, поверхностные и легкомысленные, эмоционально неустойчивые, излишне подвижные, эти больные кажутся инфантильными. Еще больше усиливает это впечатление свойственная им соматическая инфантильность.

Приводим клиническое наблюдение.

Миша, 16 лет Раннее развитие протекало нормально Рос здоровым, послушным, спокойным. В возрасте 2 лет болел натуральной оспой в тяжелой форме с бессознательным состоянием в течение 2 суток. После болезни полностью поправился, развивался своевременно, вел себя правильно. В возрасте 7 лет перенес тяжелый грипп с последующим преходящим парапарезом Стал возбудимым, непоседливым, нетерпеливым. Поэтому со 2-го класса был переведен во вспомогательную школу.

По физическому развитию соответствует возрасту, телосложение правильное. Внутренние органы без изменений Двусторонний птоз, больше справа. Зрачки узковаты, реакция на свет несколько недостаточная Легкий установочный нистагмоид, хореиформные гиперкинезы пальцев, повышенные сухожильные рефлексы. Реакция Вассермана в крови отрицательная.

Психический статус: легко вступает в контакт, держится развязно, неуместно и плоско шутит. Шумлив, суетлив, часто раздражается, но быстро успокаивается. Незлобив, добродушен, но постоянно нарушает режим, вступает в конфликты со сверстниками, грубит старшим. Интересы непостоянны. Охотно берется за любое дело, но ничего не доводит до конца, так как все быстро надоедает. В суждениях и поступках несамостоятелен, очень внушаем. Учебные задания выполняет небрежно, поспешно, в мастерской больше суетится, чем работает. Внимание отвлекаемо, однако при желании может на короткое время сосредоточиться. Память удовлетворительная, но воспоминания неполные и неточные.

Причинно-следственные связи явлений доступны. Интереса к занятиям нет, о будущем, профессии не задумывается.

Диагноз: психопатоподобное состояние в связи с перенесенным постгриппозным менингоэнцефалитом.

Центральное место в клинической картине психопатоподобного состояния второго типа — эксплозивного — занимают повышенные влечения (прожорливость, ранняя сексуальность, иногда с элементами перверзности, склонность к бродяжничеству, легко возникающие эксплозивные реакции, стойкие, отрицательно окрашенные аффекты). Настроение часто пониженное, угрюмое, временами дисфории с гневными разрядами. К окружающим эти дети относятся неприязненно, недоверчиво, обижают слабых и младших, со взрослыми держатся настороженно, часто грубят, угрожают. Даже привязавшись к кому-нибудь, остаются требовательными и деспотичными. Учение дается им нелегко в связи с ослабленной памятью и главным образом вследствие крайней ограниченности интересов, не выходящих за пределы удовлетворения элементарных инстинктивных и бытовых потребностей. Мышление инертное, конкретное, обобщение и абстракция затруднены, но ориентировка в практических вопросах, жизненных ситуациях, использование имеющегося житейского опыта обычно вполне достаточны. При достижении намеченной цели эти больные стеничны, настойчивы. По внешнему облику, поведению и высказываниям они кажутся старше своего возраста. В телосложении нередки черты диспластичности: большая голова, коренастость, укороченные конечности, структурные асимметрии лица, неправильная форма черепа, широкие короткопалые кисти.

Алексей, 13 лет. По линии отца и матери много родственников, страдавших алкоголизмом. Развитие речи и двигательных навыков с задержкой; страдает ночным энурезом. В дошкольном возрасте перенес какое-то лихорадочное заболевание, сопровождавшееся судорожными припадками. После этого начал часто жаловаться на головные боли, заметно отставать в росте, стал двигательно беспокойным, упрямым, непослушным. Учился удовлетворительно, но в связи с недисциплинированностью был исключен из 2-го класса. С тех пор не учится. В семье никого не слушается. Большую часть времени проводит вне дома. Последний год употребляет алкоголь.

По росту отстает от сверстников. Диспластичен, большая голова, массивный торс. Внутренние органы без отклонений. Нерезкая асимметрия лицевой иннервации, недостаточность конвергенции. Реакция Вассермана в крови отрицательная.

Психический статус: внешне доступен, болтлив, легко вступает в беседу, держится развязно, но сведения о себе сообщает осторожно. О невыгодных для себя фактах либо умалчивает, либо старается их смягчить, приукрасить. Непоседлив, однако движения замедленны, плохо координированы. Со старшими самоуверен, груб, не терпит замечаний. Со сверстниками часто ссорится, легко возбуждается, дерется, цинично бранится. Сексуален, прижимается к младшим, старается уединиться с кем-нибудь из них в уборной, хвастается половыми связями.

Интеллект без грубых нарушений. Практически ориентирован. К занятиям же интереса нет, читать не любит. От всякой работы отказывается, время проводит в болтовне, рассказах о своих «подвигах».

Психопатоподобное состояние в данном случае по времени связано с перенесенной в дошкольном возрасте болезнью головного мозга. Однако нельзя исключить и пренатального нарушения развития, о чем говорит выраженная диспластичность телосложения. Массивный алкоголизм в семье мог не только играть патогенетическую роль в возникновении пренатальной патологии, но и способствовать безнадзорности больного, утяжеляющей его поведение.

Разделы
Новости
World Congress of Psychiatry

27 Сентябрь, 2018

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Клиническая психиатрия 21 века: интеграция инноваций и традиций для диагностики и оптимизации терапии психических расстройств», посвященной памяти профессора Руслана Яковлевича Вовина
Всероссийский конгресс с международным участием "Отечественная психотерапия и психология: становление, опыт и перспективы развития"
Семинар Европейской Коллегии Нейропсихофармакологии (ECNP)
Научно-практическая конференция «Актуальные проблемы психиатрии, наркологии и психотерапии»
Страницы
Важные ссылки
Контакты
  • 115522, г.Москва, Каширское шоссе, д.34

©2017 Все права защищены. Копирование любых материалов без письменного разрешния не допускается.

Источник: http://ncpz.ru/lib/1/book/52/chapter/11

Что такое органическое поражение головного мозга?

Психическую слабость с выраженным снижением интеллекта, мышления, памяти, сообразительности, адаптации к социуму вызывает органическое поражение сосудов головного мозга. Зачастую процесс этот необратим и негативно отражается на самочувствии, внешнем виде, поведении, характере пострадавшего. Даже незначительное изменение в мозговых и нервных тканях вызывает аномалии во всех системах. Симптоматика патологии, как у взрослых, так и у детей целиком зависит от степени поражения участков мозга, ведь каждый его элемент отвечает за определенные функции организма.

Причины расстройства

Органическое заболевание, поражающее структуры головного мозга и нервной системы, может возникнуть по многим причинам. К ним относятся:

  • Расстройства, связанные с патологиями сердца, сосудов и нервов. Чаще встречаются при атеросклерозе, болезни Альцгеймера, паркинсонизме. Через сузившийся сосудистый просвет к мозгу не попадает достаточное количество кислорода, что приводит к постепенной гибели нервных клеток.
  • Расстройства, вызванные заболеваниями внутренних органов. Изменения могут произойти из-за патогенных процессов в печени или почках (например, гепатит, цирроз, фиброз). При накоплении ядовитых веществ, высокая концентрация которых негативно воздействует на функции всего организма, разрушаются нейронные связи. Деменция поддается лечению, если своевременно начать выведение токсинов.
  • Интоксикации организма (при тяжелом алкоголизме, наркомании).
  • Травмы головы, которые проявляются либо сразу, либо в дальнейшем, и напоминают о себе до конца жизни. Пациенты страдают от периодических приступов головокружения и цефалгии. В тяжелых случаях наблюдаются проблемы со слухом и зрением. Может развиться паралич конечностей, тик, эписиндром. Иногда травматические повреждения головного мозга у новорожденных происходят во время родов. Последствия таких травм бывают довольно тяжелыми и угрожают не только здоровью, но и жизни ребенка.

Инфекционные болезни (абсцесс, менингит, энцефалит), рост кисты, например, эхинококкоз, являются провоцирующими факторами недуга.

Инфекционные поражения

Довольно много инфекций ведет к развитию органических поражений мозга. Это:

  • Вирусы Коксаки – частая причина асептического менингита.
  • Герпес, поражающий центральную нервную систему, вызывающий менингит и энцефалит.
  • Стафилококк, вызывающий стафилококковый менингит.
  • Эховирусы, способные заразить практически любую клетку в организме.

Кроме этого ВИЧ-инфекция в запущенных стадиях поражает ЦНС, проявляясь абсцессом и лейкоэнцефалопатией. Инфекционные расстройства головного мозга проявляются:

  • Астенией.
  • Психотической дезорганизацией.
  • Аффектами.
  • Личностными нарушениями.
  • Обсессивно-компульсивными расстройствами.
  • Истерией, неврозами, ипохондрией.

Сосудистые патологии

Ишемическая болезнь мозга, геморрагический инсульт, ДЭП (дисциркуляторная энцефалопатия) – это болезни, связанные с сосудистыми патологиями.

  • Ишемия развивается из-за закупорки сосудистого просвета холестериновыми бляшками или тромбами.
  • При геморрагическом инсульте происходит разрыв аневризмы, из-за чего в прилегающие участки мозга попадает кровь.
  • ДЭП провоцирует постоянная нехватка кислорода из-за диффузных поражений мозговых сосудов. Характеризуется расстройство множественными мелкими очагами, расположенными по всей поверхности мозга.

Признаки мозгового поражения:

  • Сильнейшие боли в голове.
  • Головокружение, причины которого поначалу не ясны пострадавшему.
  • Тошнота.
  • Нервозность.
  • Нарушение сна.
  • Обмороки.
  • Онемение конечностей.
  • Когнитивные нарушения.
  • Аффективные расстройства.
  • Паркинсонизм.
  • Трудности при глотании.
  • Изменение голоса.
  • Невнятность речи.
  • Скачки кровяного давления.
  • Нарушение устойчивости.

Демиелинизирующие болезни

Из демиелинизирующих поражений мозга следует отметить такой диагноз как рассеянный склероз. Это хроническое аутоиммунное заболевание, при котором по всей центральной нервной системе формируются очаги (рубцы) склероза с заменой здоровой ткани на соединительную. Миелиновые оболочки нервных окончаний постепенно распадаются, что сопровождается отеком нервных волокон, нарушением проводимости импульсов, образованием склеротических бляшек. Недуг поражает молодых людей и даже детей. Заболевание проявляется:

  • Снижением болевого порога.
  • Парезами конечностей с одной стороны тела.
  • Онемением, слабостью.
  • Нарушением походки.
  • Тремором рук и шеи.
  • Субфебрильной температурой тела.

Отравления

К серьезному отравлению организма ведет злоупотребление спиртным, наркомания, отравление лекарственными средствами, грибами, тяжелыми металлами, мышьяком, продуктами сгорания поливинилхлорида. Каждый конкретный случай проявляется определенными симптомами.

Например, интоксикация психотропными веществами характеризуется появлением:

Хронические интоксикации вызывают нервозность, вялость, снижение работоспособности. Из когнитивных нарушений отмечают снижение интеллекта, нарушение внимания и памяти.

Травмы мозга

Это контактные и внутричерепные повреждения лица, костей черепа, оболочек и вещества мозга. К ним относят:

  • Сотрясения, ушибы мозга.
  • Перелом костей черепной коробки.
  • Диффузные разрывы и надрывы аксонов.
  • Сдавливание мозга.
  • Внутричерепное и субарахноидальное кровоизлияние.

После таких травм нужно учитывать, что мозг может пострадать не только в месте удара. Существенную роль играет и сила противоудара, вызывающая гидродинамические колебания, отрицательно воздействующие на мозговые оболочки.

Органическое поражение мозга у детей

Перинатальные (гипоксические) органические нарушения головного мозга возникают как в период внутриутробного развития, так и после рождения ребенка. Любые повреждающие факторы могут отрицательно воздействовать на еще неразвитый мозг и нервную систему плода или новорожденного. К ним относятся:

  • Гестоз, аномалии пуповины, гипоксия.
  • Вредные привычки матери (злоупотребление спиртными напитками, курение, прием наркотиков).
  • Скудное питание, при котором беременная не пополняла свой рацион важнейшими микроэлементами и питательными веществами.
  • Хронические и острые заболевания будущей матери.
  • Травма при родах.
  • Слабая родовая деятельность, преждевременное отслоение плаценты.
  • Глубокая недоношенность.
  • Инфекционные болезни.

Проявления органического нарушения мозга у младенцев становятся заметными практически сразу. Это:

  • Дрожание подбородка и конечностей.
  • Мышечный гипотонус или гипертонус.
  • Сниженная активность.

Случается, что патология выражается слабо, и обнаружить ее можно только, используя специальные методы диагностики. Если своевременно не заняться лечением, то расстройство начнет прогрессировать, все больше повреждая ткани мозга.

Симптоматика поражения всего мозга или какой-либо его части проявляется в:

  • Церебрастеническом синдроме, характеризующимся плаксивостью, беспокойством, капризностью, слабостью, вялостью, быстрой утомляемостью.
  • Тиках, энурезе, навязчивых страхах.
  • Когнитивных нарушениях (плохая память, отставание в речи, трудное усвоение новых навыков).
  • Психопатическом синдроме (манипулятивность, неспособность сочувствовать, склонность к нарциссизму и пр.).
  • Психическом инфантилизме органического типа с апатическим синдромом.
  • Минимальной мозговой дисфункции, характеризующейся гиперактивностью, нарушением сна, утратой аппетита, гипокинезией.

Возможно осложнение в виде ДЦП, эписиндрома, нейропатии.

Клинические признаки

Не каждый знает, что такое органическое поражение головного мозга. Основными признаками расстройства являются:

  • Апатия.
  • Рассеянность.
  • Логоневроз.
  • Нарушение концентрации внимания.
  • Заторможенность.

Органические поражения мозга у пожилых людей часто проявляются синдромом деменции, когда человек начинает забывать имена близких людей, важные даты, слова. При дальнейшем развитии патологии пострадавший не может адекватно мыслить, составлять предложения, выражать эмоции.

Диагностика

Чтобы понять, в чем кроются основные причины и симптомы патологического состояния, пациента направляют на компьютерную томографию мозга. Данное исследование позволяет точно определить проблемные зоны:

  • При нарушении в лобной доле возможны психические отклонения, потеря обоняния, затруднение речи.
  • Затронутая повреждением теменная область проявляется пониженным вниманием, ночными и дневными судорогами, сбоем всех видов чувств.
  • Нарушение в височной доле проявляется в виде эписиндрома, логоневроза, потери слуха.
  • Галлюцинации, снижение остроты зрения, нарушенная устойчивость возникает при повреждении затылочной части.

Лечение

Основной особенностью всех видов органических поражений головного мозга является невозможность восстановить поврежденные нейронные связи. При грамотном лечении болезнь можно остановить и простимулировать работу здоровых участков. Для устранения проявлений патологических изменений мозга используют такие группы лекарств:

  • Препараты для улучшения кровоснабжения нейронов.
  • Нейропротекторы, разжижающие кровь и обеспечивающие кровоциркуляцию в тканях.
  • Противосудорожные средства.
  • При инфекционной патологии лечение заключается в приеме антибиотиков и антисептиков.

Обязательно назначают массаж, улучшающий кровообращение и физиотерапию, снимающую спазмы. Корректировать состояние, которое сопровождается психическими нарушениями необходимо комплексной терапией, включающей прием медикаментов:

И психотерапией с применением:

Большую роль в определении схемы лечения играет возраст пациента и его индивидуальные особенности.

Последствия

При проведении терапии или ее отсутствии возможен такой исход:

  • Выздоровление наступает, когда повреждения мозга несущественные, проявления расстройства слабо выражены и практически не отражаются на организме.
  • Инвалидность и нетрудоспособность, когда человек не может обслуживать или обеспечивать себя.
  • Смертельный исход. Возможен, если болезнь наступила в пожилом возрасте, а терапией занимался неквалифицированный врач.

Если вовремя выявить патологию и назначить грамотное лечение, то у новорожденных появляется больше шансов на полное выздоровление. Положительная динамика в терапии пожилых людей наблюдается только в половине случаев.

Рейтинг:голоса

Вся информация на сайте предоставляется исключительно в ознакомительных целях и не может заменить консультацию лечащего врача.

Источник: http://bolitgolova.info/mozg/organicheskoe-porazhenie-sosudov-golovnogo-mozga.html